There is no translation available, please select a different language.
Конжаковский камень. Историческая справка.
Месторождения медистого габбро на Конжаковском Камне были открыты в 1727-29 годах Власом и Сидором Коптяковыми. Тогда же здесь стали разрабатываться Павдинский и Конжаковский рудники. В 1743 году здесь действовали уже 4 рудника (с общим названием Конжаковские рудники): Гилевский, Конжаковский, Серебрянский и Лангов. На рудниках добывали руду для Лялинского медеплавильного завода, основанного В. И. де-Геннином. Сам генерал-лейтенант писал, что работы в них велись «в одно летнее время токмо с маия по сентябрь, а в другое яко вешнее, осеннее и зимнее время за великими снегами и за великою ж и нестерпимою стужею работать на том руднике не можно». В связи с ликвидацией Лялинского завода в 1745 году прекратилась и разработка рудников. С тех пор громада Конжаковского массива привлекала внимание многих исследователей. 8 сентября 1735 года горный командир Уральских заводов В. Н. Татищев, впервые поднявшись на знаменитую гору Благодать, написал: «Оная гора есть так велика, что кругом с нее видеть верст по сту и более, а именно: за Верхотурьем горы Павдинские, которые по лежащим на них снегам приметны». Павдинскими горами или Павдинским кряжом в то время называли отрезок Уральского хребта, центральную часть которого занимал массив Конжаковского Камня. Удивление Татищева снегом вполне объяснимо: 8 сентября – это 28 августа по новому стилю. 20 июня 1771 года на Конжаковский Камень совершил восхождение один из отрядов Академических экспедиций возглавляемый доктором медицины И. И. Лепехиным. Открывшийся сверху вид поразил будущего академика: "...во все стороны оказывалася дикая и ужасная пустыня, только к зверскому пристанищу удобная. Глубокие долы, пропасти представляющие, темными наполнены были лесами, окружающие гор верхивезде бесплодную и суровую изъявляли землю... Всякой горы северный бок покрыт был седыми снегами, а полуденный цветами украшенную представлял весну". В 1828 году, остановленный "непроходимым лесом, через который не смогли пробраться", академик А. Я. Купфер мог только видеть, "что эта гряда состоит из нескольких отдельных вершин, некоторые из них могли быть высотой от 3 до 4 тысяч футов". Как видим, высоту Конжака Купфер недооценил (1219 м). Через год, в июне 1829 года, район Конжаковского Камня осматривал великий А. фон Гумбольдт, сопровождаемый профессорами X. Эренбергом и Г. Розе. 3 июля 1853 года на Конжаковском Камне побывал Э. К. Гофман и измерил его высоту, которая по его определению составила 5235 футов (1595,6м), что на 26 м разнится с современными определениями.
На рубеже XIX и XX веков в районе началась разработка платиновых россыпей. Возникли приисковые поселки Кырья, Сосновка, Кытлым.
В 1900 году Косьвинский Камень и западное подножье Конжака исследовали профессора Л.-К. Дюпарк и Ф. Пиарж, что послужило толчком еще более интенсивной разработки месторождений платины. В 1910 году здесь начала работать первая паровая драга – «Путиловская». После постройки в 1913 году Катышерской элестростанции, начала работу электрическая драга «Мэрион». В 1923-28 годах были построены драги №№ 3, 4 и 5. В 1925 году в Кытлым приезжала Женщина Революции, блестящая журналистка Л. М. Рейснер, так описавшая горный массив: "Облака перелезают через его зубчатые стены, оставляя на них клочья своих пенистых, пышно взбитых подолов. Кроме туч, издавна ходили горами охотники-на пушнину, на медведя, на птицу...".
Охотники ходят и сегодня, но большая часть их – туристы (спортсмены и любители), а такое мероприятие как международный горный марафон «Конжак» собирает одновременно свыше тысячи участников. Построенная в 1960-е годы автодорога Карпинск-Кытлым сделала Конжаковский Камень (1569 м), высочайшую вершину Свердловской области, уникальным по доступности.
|